Этот раздел – благодарность Учителю.

Ирина Алексеевна Липатова, выдающийся педагог музыкальной десятилетки и консерватории, по сути, создала свою ШКОЛУ – ее подход к музыкальным занятиям в корне отличался от традиционного. Но именно благодаря этому подходу ее ученики, будучи еще совсем юными, побеждали в международных конкурсах, а став взрослыми, выступают с концертами по всему миру и преподают в разных странах. И сегодня уже ученики учеников Липатовой – ее музыкальные внуки – побеждают в международных конкурсах пианистов.

Для меня же Ирина Алексеевна Липатова не только открыла мир музыки, она направила мою жизнь по новому пути. И я иду по этому пути с радостью и с благодарностью.

Учитель и ученики

Встреча, изменившая мою жизнь

Липатова Ирина Алексеевна

Наша встреча произошла весной 2001 года – благодаря счастливому стечению обстоятельств мой 7-летний сын попал в класс к Ирине Алексеевне Липатовой.

После первых уроков я поняла: сколько у сына будет уроков с Ириной Алексеевной, настолько он будет счастливее. Потому что это были не просто уроки музыки, и не только уроки музыки, это было время любви и открытий – через музыку открывалась душа, через музыку познавался мир. Не нужно было ДЕЛАТЬ – перебирать ноты в заданном порядке, а нужно было СЛУШАТЬ – о чем говорят звуки, что их связывает и разделяет. Углубляясь в мир музыки, ребенок узнавал как устроен весь мир, вслушиваясь в каждый звук, начинал слышать и понимать себя.

«Звук – мгновенье, - говорила на уроке Ирина Алексеевна. - И основа следующего звука. Так каждое мгновенье нашей жизни – основа для будущего.»

В другой раз она рассказывала о человеке, выжившем в шторм: «Он стал волной. Он слился с океаном. Надо слиться с инструментом. Стать его продолжением. Не надо бороться. Надо принять. Так во всем.»

Ирина Алексеевна Липатова открывала перед каждым учеником дверь в огромный и прекрасный мир музыки, как будто говорила: «Посмотри, этот мир может быть твоим. Если ты, конечно, захочешь.»

В какой-то момент и я решилась прикоснуться к этому волшебному миру.

Думаю, я была трудным учеником – прежде всего потому, что у взрослого человека слишком много внутренних барьеров, и намного меньше подвижности в теле и в восприятии. Но умение Ирины Алексеевны увидеть то, что спрятано внутри, раскрыть, освободить душу и тело, делало чудеса – появлялся чистый и радостный звук, легкий бег по клавишам, и главное – ощущение безграничности мира и своих возможностей.

Однажды у меня сложились строчки и я записала их Ирине Алексеевне на новогодней открытке:

Вы – любовь и вдохновенье,

Вы – прекрасны,

Вы – мгновенье.

Нам, всей нашей семье, повезло - счастливых мгновений вместе с Ириной Алексеевной было много. Они остались в душе и проросли уже нашим знанием, взглядом на мир. И это новое знание полностью изменило направление моей жизни – я стала учителем музыки.

А еще остались записи – небольшие эпизоды из удивительных уроков Ирины Алексеевны Липатовой. Они вдохновляют. Они направляют. Ими хочется делиться.

На уроках Липатовой

Уроки Липатовой – это когда каждое мгновение – открытие, когда звуки становятся яркими и чистыми, когда ощущаешь глубину и высоту, когда все оказывается легко и просто, когда – паришь.
На этих уроках не надо записывать домашнее задание, всё сказанное остается в душе, всё запоминается, ко всему возвращаешься с радостью.
В моем блокноте остались отдельные эпизоды из этих уроков.

***

«Сыграй гамму. Представь, бежит сороконожка. Кисть – тельце. Пальцы – ножки. Перебирай ножками. Не зарывайся. Разве можно бежать быстро, если зарываешься в землю. Бежать надо легко. Каждое прикосновение – точное, мгновенное, и тут же палец свободен! Так появляется техника.»

***

«Пусть сейчас у тебя будет главной левая рука, - говорит Ирина Алексеевна. – А теперь – правая. А теперь сыграй это в ля миноре. Чувствуешь, совсем другая интонация. А теперь поменяй местами – мелодия в левой, в басу, а аккомпанемент – в правой. А теперь упростим мелодию, будем играть только верхние ноты – они главные. А теперь – украсим, сыграем с форшлагами. А теперь… Фантазируй, пробуй. Скучно играть одно и тоже. А так – интересно.»
И вот уже маленький этюдик под руками маленького музыканта переливается, у него оказывается множество граней. И всё – интересно, и всё завораживает.

***

«Печальное настроение».
«У тебя совсем не печальное настроение. Это слишком быстро. Я не успеваю вслушаться в каждый звук. А теперь слишком медленно, теряется связь между звуками… Здесь надо играть громко. Не бить, не давить. Просто резче. Послушай, какой звук. Вот струна затрепетала... Я хочу услышать, как ты передашь свое печальное настроение маме… Тебе надо записывать, как ты играешь, а потом слушать. И ты все поймешь.»
Самое удивительно и прекрасное, что равнодушное звучание сменяется живой интонацией. Ребенок понимает, ребенок чувствует, ребенок впитывает. И мир становится ярче, красочней.

***

«Помнишь, сказку? - там нужно выбрать из многих девушек одну. Они все одинаковые. Можно угадать только по глазам. Вот – она.
Возьми первую ноту много раз. Ты почувствуешь, когда будет ОНА.»

***

«Представь себе музыкальную шкатулку – открыли ящичек, и зазвучала милая мелодия»
Ребенок играет ровненько и аккуратненько, все звучит легко и одинаково.
«А теперь – бал. Юноша приглашает принцессу. Они начинают танцевать. Сначала он робеет, а потом появляется надежда, что они будут вместе. Здесь крещендо. И даже тональность меняется. Было до мажор, а теперь соль мажор. Послушай, соль мажор звучит ярче. До мажор спокойный, а соль мажор праздничный, как будто красного цвета. А вот почти уверенность – здесь можно играть форте.»
И тот же этюд звучит иначе. Но кроме громче-тише, есть еще что-то, совсем немного, но есть.

***


- Какие тебе звуки нравятся? – спрашивает Ирина Алексеевна мальчика.
- Разные.
- А мне – лучистые.

***

«Жаворонок»
«В тебе немного мамы, немного неба, всего понемногу, а должна быть только песня. В те мгновения, когда ты сосредоточен, она звучит.»

***

«Звук – как звездочка зажигается. Видели звездочки на небе? А в планетарии были? Я всегда, приезжая в новый город, иду в планетарий… Хотя, есть люди – им неинтересны звезды, их и лампочка устраивает. Лампочку и заменить можно…»

***

«Звук – мгновенье. И основа следующего звука. Так каждое мгновенье нашей жизни – основа для будущего.»

***

«Медленно играть трудно. Каждая нота должна звучать долго, ярко. Тогда не будет скучно слушать. Когда играешь быстро – проще, один звук сменяет другой.»
Я поняла – это как в прозе. Описания читать скучно. И только если каждое слово точное, яркое, то вчитываешься и наслаждаешься. А диалоги всегда легко читать – они динамичны.

***

«Знаете, почему в конкурсах всегда исполняют сонаты. Это очень сложная форма. В ней объединены противоположные начала, эмоции – грусть и радость, энергия и покой. И все это нужно сыграть цельно, в одном ритме. Это трудно, чаще всего произведение распадается на отдельные куски.» «И полифонию всегда играют на конкурсах. Тоже важно и сложно – одновременно слышать, вести разные голоса…»

***

«В Ленинграде была замечательный педагог – Голубовская. Она говорила своим ученикам. Если вы хотите сдвинуть темп, то передвиньте метроном чуть-чуть, на одно деление. Вы и не заметите разницы. Вам будет казаться, что вы играете в том же темпе. Через 15 минут – еще чуть-чуть. Так каждые 15 минут и передвигайте стрелку. К вечеру вы пройдете всю шкалу и будете играть очень быстро. Но если вы сразу сдвините метроном в конец шкалы, то у вас ничего не получится. Надо пройти весь путь…»

***

«Звук – точка. Мы учимся ставить точку. Потом из этих точек мы сможем рисовать линию.»

***

«Когда идешь вверх, всегда напряжение, должно быть громче, ярче, а это требует больше силы. Так во всем. Низ – тяжелей, там и так будет громко. Вниз – скатываешься.»

***

«В «Сонатине» – мужское и женское начало. Мужской голос уверенный, твердый. Женский мягкий, певучий. Снова мужская партия. Но вот звучит женский голос – уже иначе, ярче, требовательней. И – разрешение, мужской голос звучит мощно, громко, решительно, как будто женщина подводит мужчину к чему-то значительному.»

***

«Болезнь куклы».
«Басы должны звучать долго, между ними легато. Здесь они главные – это земное, остальное – охи и вздохи. А басы – уверенность, спокойствие, утверждение.»

***

« Кошка, если будет напряженно ждать мышку, никогда ее не поймает. А кошка лежит совершенно расслабленно. Но мгновенно концентрируется, увидев мышку. Так и тебе надо - свобода и концентрация. Не должно быть напряжения»

***

«Если в большой пьесе репризы, то это очень опасно. Потому что слушателю может стать скучно. Поэтому повтор надо играть иначе. Чтобы совсем другая была интонация. Это как небо. Одинаковым не бывает. Даже безоблачное.»

***

«Мы сначала работаем головой над текстом, а потом, когда вся работа головой проделана, начинаем чувствовать душой. Мы делаем работу, обратную той, которую делает композитор – у него сначала в душе появляется музыка, а потом он работает головой - записывает ее. Голова делает важную, большую работу. Но не главную. Главное делает душа.»

Липатовец

Липатовец

Липатовец – это значит БЫТЬ! Липатовец – это радость! Липатовец – это легкость! Липатовец – это Я ЕСТЬ в каждое мгновение! Липатовец – это Волшебник!

28 октября 2018 года в малом зале киевской консерватории прошел концерт памяти моего (и многих других) Учителя. После этого Действа, мне захотелось написать несколько строк, ведь я тоже липатовец.

«Я хочу быть волшебником!» Именно так я ответил Ирине Алексеевне на вопрос, кем же я хочу быть. И до сих пор я не изменил своего решения.

С Ириной Алексеевной я занимался музыкой все семь лет музыкальной школы, с 2001 по 2008 год. В последний год, мне даже хотелось бросить музыку. Два года после музыкальной школы я не подходил к фортепиано. А в 2010 мне очень захотелось высказаться. Но не словами. И я заиграл. Быстро вспомнились последние выученные произведения, руки лежали именно там, где должен был, в следующее мгновение, родится звук. Чуть позже вспомнились советы Ирины Алексеевны, как слышать и как слушать. Но это все было не так важно. Важно было то, что у меня был друг, который всегда готов меня выслушать. А появился он у меня благодаря Ирине Алексеевне и вопреки моим сопротивлению и нежеланием трудиться. Я жутко сопротивлялся и ужасно расстраивался, когда не получалось с первого раза сыграть все чисто и ровно. Но это осталось позади. И вспоминается с улыбкой. А вот то, что говорила Ирина Алексеевна – я вспоминаю чуть ли не каждый день. И далеко не всегда это связно с музыкой.

Ирина Алексеевна на занятиях всегда приводила примеры из природы или космоса. «Как листочек на ветру» – о какой-нибудь трели, или «Зажги звезду!» – о самой первой ноте. И я зажигал. А сегодня, занимаясь физикой, я вижу обратную связь. Например, уравнения, описывающие физический процесс, должны быть просты и ясны. Как в нагромождении одинакового громких звуков не разобрать мелодию, так и в куче формул не видно сути явления. А чтобы докопаться до нее, нужно рассмотреть каждую строчку, каждый символ, определить, что он значит, что за ним скрывается. Точно также как и на занятиях с Ириной Алексеевной мы знакомились с каждым звуком. И этот подход я стал применять не только в науке, но и в повседневной жизни. А это очень помогает разобраться в сложных жизненных ситуациях и принять верное решение.

Прошло достаточно много времени после музыкальной школы, прежде чем я смог сформулировать, что такое музыка. С одной стороны музыка для меня – это язык. Возможность выразить чувства, ощущения, рассказать, то, что невозможно передать словами. С другой – это некая метафизическая материя или даже субстанция, протекающая через меня и наполняющая меня. А я – сосуд, если слушаю и проводник – если играю. Ирина Алексеевна научила меня проводить музыку через себя. Как будто я сверхпроводник, а музыка – это ток, который течет в сверхпроводнике. У меня не должно быть зажатости, сопротивления и тогда музыка достигнет слушателя в полном объеме. «Видишь деревья за окном, играй для них». И я играл для деревьев. А звук становился ярче, четче, яснее. Вот это, тогда на занятиях, было для меня настоящим волшебством.

Я выбрал профессию ученого, физика (тоже волшебника в некотором роде). Мне кажется, что интерес к материи и тому, как устроена вселенная, отчасти привила мне Ирина Алексеевна. Она очень много говорила о космосе, ярких звездах, галактиках, эфире. А волшебник должен все знать и все уметь. И быть в состоянии справиться даже с космосом. Но сегодня для меня волшебник – это человек, который одним своим присутствием создает теплую атмосферу, уют, он дарит любовь, тепло и радость. Чудеса – это не исполнения желаний, а удивительные и порой самые неожиданные открытия в самых обыкновенных вещах. Волшебник – это не профессия, это состояние души. И Ирина Алексеевна, бесспорно, была для меня Волшебницей. Доброй, строгой, веселой, иронизирующей, мудрой Волшебницей.

***

* Концерт был не просто трогательным, камерным и еще куча эпитетов в духе липатовского урока. Это было масштабно. Мое впечатление от него – я услышал и увидел, как вращается Вселенная. Каждое выступление – рождение и/или жизнь галактики. Пассажи сравнимы с кометами, а отдельные аккорды – с зажиганием новых звезд. Это был невероятно мощный выброс энергии. Взрыв!

Это было здорово! Это было значительно! Это было восхитительно! Это было легко! Это было по липатовски!

И очень бы хотелось, чтобы это был не единственный концерт, а первый! Чтобы были еще!

P.S. Учитель только открывает дверь в новый мир, а шагаем мы уже сами.

Автор - Даниил Aзарх

Концерт памяти Липатовой

1. Пролог. «Улыбаться – вопреки всему!»

Вступительная часть к концерту – видеозаписи отдельных эпизодов уроков Ирины Алексеевны Липатовой.

2. Первое отделение концерта.

Ведущий вечера: Алексей Желудков

Участники концерта – ученики И.А.Липатовой

Программа 1 отделения:

Роберт Шуман “Детские Сцены”, оп.15 (фрагменты): Träumerei (Грёзы), Am Kamin (У Камина), Fast zu ernst (Почти Серьёзно), Fürchtenmachen (Пугание) Kind im Einschlummern (Засыпающий Ребёнок), Der Dichter spricht (Поэт говорит), исполняет София Жолобова

Людвиг ван Бетховен, Соната оп. 106, III. Adagio sostenuto , исполняет Игорь Рябов

Иоганнес Брамс, Рапсодия оп.79 №1, исполняет Анна Полищук

Сергей Буров, “Памяти Д.Хворостовского”, исполняет Сергей Буров

Мария Терезия фон Парадиз, “Сицилиана”, исполняют Ксения Мороз (скрипка) и Анастасия Шанскова

Фридерик Шопен, Полонез-Фантазия, оп.61, исполняет Элина Аксельруд

3. Второе отделение концерта.

Программа 2 отделения.

Витольд Лютославский, Вариации на тему Паганини, исполняют Анна Хмара и Елена Жукова

Иоганн Себастьян Бах Французская Сюита Соль Мажор BWV 816, исполняет Владимир Голинка (1. Allemande 2. Courante 3. Sarabande 4. Gavotte 5. Bourrée 6. Loure 7. Gigue)

Импровизация, исполняет Альберт Сапрыкин

Вариации, автор и исполнитель Альберт Сапрыкин

Фридерик Шопен, Ноктюрн оп.15 №1, Этюды оп.10 №11-12, исполняет Анастасия Шанскова

Сергей Прокофьев “Сарказмы”, оп.17, исполняет Анна Хмара (1. Tempestoso 2. Allegro rubato 3. Allegro precipitato 4. Smanioso 5. Precipitosissimo)

Иоганн Себастьян Бах – Алессандро Марчелло, Концерт ре минор, BWV 974, II. Adagio; Led Zeppelin “Stairway to Heaven” (аранжировка), исполняет Виктория Ермольева

Объятия с небом

Липатовец

Вот уже выложена запись Концерта Памяти И.А. Липатовой. И мне очень хочется написать впечатления от концерта в целом, и от исполнителей в частности.

Концерт начался с небольшого видеовведения. Это видеозаписи уроков и выступлений Липатовой и ее учеников. Мой последний урок с ней, именно урок по специальности был 10 лет назад. Смотря это видео, в памяти воскресли все уроки вместе, разом. И вот, я чувствую себя снова в классе, вновь я сижу за роялем, а Ирина Алексеевна снова не договаривает слова и мне нужно договорить за нее. «…и это бес…» Ух, как же это страшно, сказать не то, что она имеет ввиду! Страшно ошибиться. Поэтому лучше молчать. А она смотрит на тебя, пристально-пристально и резко «…конечность. Бесконечность». Второй раз я уже повторял слово вместе с ней. А как было здорово угадать, договорить за нее. Вот это была радость! И, кстати, после правильного дополнения, «договаривания» за ней, игралось гораздо легче.

Но вот вступление заканчивается и на сцену выходит Ведущий, Алексей Желудков. Его голос звучит негромко, иногда тихо, но отчетливо. Проскакивают нотки грусти, тоски. Я уловил даже интонацию слез. Но вот Ведущий справился с волнением и повел концерт в миноре. Но в настоящем миноре. То есть не в грустно-похоронных тонах, а в трогательных, светлых, мягких, уютных, легких, может даже прозрачных. И главное, что все эти тона радовались и улыбались.

Небольшое вступление от Ведущего и на сцене появляется маленький и очаровательный ангелочек. Это София Жолобова. Она открывает Концерт вместе с Шуманом и его «Детскими сценами». Она садится за рояль, кладет руки на клавиатуру. Первой должна звучать сцена Träumerei (Грёзы). Я жду какой будет первый звук. Самый важный не только в пьесе, но в Концерте. Я знаю, что он будет таким как нужно, но каким именно, не знаю… И вот начинается волшебство. Пару секунд тишины и появляется ОН. ПЕРВЫЙ ЗВУК. Невероятно мягкий и нежный. А за ним следующий уже чуть ярче. Следующий, следующий, следующий… И вот я уже ощущаю эту волну. Она бежит даже не от рояля в зал. Она выходит из бесконечности и туда же уходит, проходя через зал и всех, кто там сидит. И вот, для меня уже нет ни зала, ни концерта, ни исполнителя. Есть рассказчик. Даже сказочник. Вернее, Сказочница. Такая добрая фея, которая рассказывает сказки. Сказки, может и не всегда детские, но пронизаны волшебством буквально в каждом слове, в каждом звуке. Мы сидим у камина, в котором потрескивают дрова и слушаем рассказы о далеких и близких странах. Голос Сказочницы так мягок, а от камина так тепло и уютно, что невольно зеваешь. А напоследок, Сказочница рассказывает стихотворение. И вот последние строчки затихают. Последние нотки звучат уже тихонько. Это дымка растворяется. Последний звук. Тишина. Овации.

Следующим выходит Игорь Рябов с Бетховеном и третьей частью сонаты оп. 106. И мы переносимся в собор. Невероятная гармония высокого с широким. Вы знаете, что такое неньютоновская жидкость? Это, например, смесь крахмала с небольшим количеством воды. Вязкая, тянущаяся материя. Но в такой жидкости есть важный момент. Это крупные молекулы. Каждая нота у Игоря Рябова – это молекула. А вместе – вещь с удивительными эффектами. Неньютоновская жидкость неоднородна, как и соната. Какой кусочек из третьей части сонаты не возьми, он, в исполнении Игоря Рябова, имеет свое собственное значение. А все вместе является одним целым. Плавным, текучим и единым.

Следующим исполнителем, согласно программе, должна быть Анна Полищук. И Ведущий это подтверждает нам, объявляя ее. Выходит Анна Полищук, садится за рояль и, о чудо, мы снова сказка. Первые ноты Рапсодия оп.79 №1 Иоганнеса Брамса переносят нас в Нарнию. Мы видим волшебные и живые леса и реки, разговаривающих зверей, великих королей и королев. Перед нами разворачиваются баллы и битвы. Но для меня важны не эти сцены, а восход солнца, мягкость бриза, шепот листьев, легкость в каждом звуке! Как же не хочется покидать это волшебное место! Но рапсодия заканчивается и с последними лучами солнца двери платяного шкафа закрываются. Это было восхитительное путешествие!

На сцену, чуть ли не вприпрыжку, вскакивает первый ученик Сергей Буров. Я увидел не взрослого, степенного человека, а мальчишку. Сергей Буров садится за рояль. Он исполняет свое произвдение под названием “Памяти Д.Хворостовского”. Тут я буду краток. На моих глазах произошло взросление за роялем. Мальчишка превратился в юношу, а юноша в свою очередь в зрелого, взрослого, серьезного мужчину. Я был потрясен этим превращением. Ну и сопровождалось это очень сильным произведением.

Далее в программе произошли некоторые изменения и на сцену вышли Ксения Мороз и Анастасия Шанскова. Очень сложно подобрать слова, чтобы описать их выступление. Но они все же есть. Это был Ренессанс и Феникс.

Далее на сцене появилась Элина Аксельруд. Вы обращали внимание на звездное небо? Замечали, что на нем есть просто яркие звезды, а есть красные, желтые, оранжевые? А есть одна звезда, появляется на небосводе она не всегда, но если она там, то горит ярко, мигая красно-желтым цветом. Это не звезда, это планета Венера. И вот эта Венера оказалась на сцене вместе с первым звуком шопеновского полонеза-фантазии. Каково было удовольствие любоваться ей и слушать, как переговариваются звезды! Может удивительно совпало, а может быть, так было задумано, но платье Элины Аксельруд было само, как звездное небо, темное, с блестками! Космический полонез-фантазия и кометы-пассажи – это про Элину Аксельруд.

На этом закончилось первое отделение. Это была Сказка!

Второе отделение открывали Анна Хмара и Елена Жукова вместе Витольдом Лютославским и его Вариациями на тему Паганини. Я слышал много вариаций на тему Паганини и сам даже играл один из вариантов. Но такого исполнения мне не доводилось еще слышать. Представьте себе огромным город, мегаполис. В нем проживают более десяти миллионов жителей. Они каждое утро встают и идут на работу, а вечером едут домой. Ночью город не спит, потому что работают разного рода ночные заведения. И вот этот город нам показали Анна Хмара и Елена Жукова. Показали его целиком, не вдаваясь в подробности, кроме одной. Одна из вариаций медленная – это ребенок гуляющий парке и открывающий для себя удивительный мир природы. Может быть, в этот момент он познакомился со стрекозой.

Владимир Голинко вместе с Бахом, решили отправить нас на ракете посмотреть на рождение Вселенной. Удивительное рядом. Как рождается Вселенная? Конечно же, из тишины. А потом каждый атом встал на свое место и, вуаля, Вселенная готова. Выступление Владимира Голинко мне бы хотелось озаглавить «А ларчик просто открывался».

И снова, небольшие изменения в концерте. Альберт Сапрыкин, следующий исполнитель, решил вставить любимую рубрику «Здесь и сейчас». То есть – импровизация. Он заиграл и, не успел я насладится современным Бахом, как Альберт Сапрыкин закончил игру со словами, что ничего не получилось. И, согласно программе, сыграл свои вариации. Его вариации отдаленно напоминали мне стиль Шнитке. В них так много слоев, и все они связаны. Удивительное ощущение от них, словно это ключ от чего-то очень важного. Только к концу вариаций я понял для чего этот ключик. Для души.

Что такое ноктюрн? Небольшая справка. Нокрютрн с французского переводится как "ночной". А итальянский термин notturno обозначает музыку, исполнявшуюся на открытом воздухе. Анастасия Шанскова показала, что шопеновский ноктюрн оп.15 №1 – это воздух. Легкий и прозрачный. А вот этюды оп.10 №11-12 у нее были поистине революционными, причем оба. Это были два этапа революции. Революции любви. Первый символизировал влюбленность, вовлечение, искренность, а второй страсть, деятельность, действие. Липатовские «Ах!» и «Ох!».

Что идет после любви? Жизнь. Анна Хмара с помощью Прокофьева и его «Сарказмов» показала человеческую жизнь. От рождения до смерти. Круговорот падений и подъемов. Очень мощно!

Закрывала Концерт Виктория Ермольева. А помогали ей в этом Иоганн Себастьян Бах и Алессандро Марчелло (Концерт ре минор, BWV 974, II. Adagio), и Led Zeppelin (“Stairway to Heaven”). Было ощущение, что мы стоим на берегу и смотрим вслед уплывающему кораблю…

Второе отделение закончилось. Это была Жизнь.

Вообще весь Концерт – это огромное полотно, на котором изображено отношение учеников к Учителю. Спасибо за этот вечер!


P.S. Прощание всегда будит воспоминания («Игра в бисер» Г.Гессе)

Автор - Даниил Aзарх

Музыкальная родословная

И.А. Комаров

Ирина Алексеевна Липатова с отличием закончила Ленинградскую консерваторию у Игоря Алексеевича Комарова (1927-1981).

Сейчас я встречаю в интернете восторженные отзывы о нем и с восхищением слушаю немногие сохранившиеся записи.

Вот одна из них:

Известный музыковед Л.Е. Гаккель так говорил о нем: «Игорь Алексеевич Комаров, как ни странно это будет звучать, взял на себя трудную миссию быть самим собой. Комаров был человеком бескомпромиссным, человеком-максималистом. Он не признавал ничего «пол» - полуправды, полупрофессионализма. В отношениях между людьми и в решении профессиональных проблем. Кем мог быть такой человек за роялем? Он был праведником прежде всего. Его игра на рояле была строгой, была исполнена высокого чувства собственного достоинства… Время текло для него мерно, поступь в музыке была торжественной. Время трактовалось им как время пути, время неспешного путешествия по необъятной земле музыки.»

Еще одна запись – Мусоргский, «Ночь на Лысой горе»:

Профессор В.В.Нильсен, у которого И.А.Комаров закончил аспирантуру, писал: «Умный, широко образованный человек, И.А. Комаров выделяется на фоне педагогического факультета Ленинградской консерватории. Ясность мышления, зоркость, наблюдательность, умение точно поставить «диагноз» - эти достоинства определяют его успех на педагогическом поприще. Из его класса выходят высококвалифицированные музыканты, имеющие прочную основу для самостоятельной деятельности».

После смерти И.А.Комарова вышла в свет книга «О фортепианной педагогике и исполнительстве». Там я прочитала отрывок из его письма к жене:

«Я отдаю себе отчет в том, что мое имя мало кому известно, не имеет авторитета, сравнимого с Нейгаузом и другими, создавшими школы и воспитавшими выдающихся пианистов, что поэтому все, что я могу сказать, может и не привлечь к себе никакого внимания, что писания мои никогда не будут изданы, и все же… Может быть, сама правда, которую я могу рассказать, сохранившись у моих потомков, сможет кому-то принести пользу.»

Так и есть. Главное – продолжается. Я читаю его книгу и чувствую эту преемственность духа, взгляда, я подхожу к инструменту и благодарна за переданное мне знание.

В.В. Нильсен

Игорь Алексеевич Комаров был учеником Владимира Владимировича Нильсена (1910-1998) в той же Ленинградской консерватории. Недавно мне попалась статья другого ученика Нильсена – Владимира Шапошникова:
http://vladimirshaposhnikov.narod.ru/near.htm

Цитаты, приведенные в ней, мне во многом знакомы – не буквально, но по сути то же говорила мне на своих уроках Ирина Алексеевна Липатова. И мне радостно было увидеть истоки, почувствовать связь.

«Техника - это не руки, а голова и уши, прежде всего».

«Музыка гораздо более точна, чем слово. У музыки и математики много общего».

«Рояль - живое существо, как прикоснешься, так он и ответит».

«Играть на рояле в сущности просто: вдумайтесь в само это слово - "игра"».

«Надо играть из рояля, а не в рояль, ведь мы говорим - "звуко-извлечение"».

«Чтобы понять интонацию, надо медленную музыку сыграть быстро, а быструю - медленно».

Есть еще одна статья, еще один рассказ:
http://vladimirshaposhnikov.narod.ru/nilsen.htm

Здесь все интересно – и человек, и время.

Конечно, главное – это услышать музыканта. Вот «Ундина» Равеля в исполнении В.В.Нильсена

А здесь – соната Шопена:

В.В.Нильсен окончил Ленинградскую консерваторию по двум специальностям: как органист у И. А. Браудо и как пианист у Н. И. Голубовской (1891-1975); под руководством Н. И. Голубовской прошел и курс аспирантуры.

Мне всегда интересно читать старые газеты, журналы. Совершенно неожиданно попалась заметка Надежды Иосифовны Голубовской о Владимире Нильсене, занявшем 2 место во всесоюзном конкурсе пианистов. Называлась заметка «Мой ученик». Напечатана 12 января 1938 года в газете "Советское искусство".

«Лет десять тому назад на зачете по классу органа привлек мое внимание и запомнился органист по фамилии Нильсен. Затем я надолго потеряла его из виду.

В 1932 г. Нильсен пришел ко мне, ставя себе скромной целью экстернат по роялю. После периода эпизодических и беспорядочных занятий я убедила его вновь поступить в консерваторию и отнестись к своему пианистическому дарованию всерьез.

Способности Нильсена глубоки и разносторонни. Он настоящий музыкант. Его игра содержательна и глубоко правдива. На первом плане для него музыкальное произведение, а не он сам… Глубокая сосредоточенность, обаятельная сердечность и теплота, полет поэтического воображения – таковы свойства артистического дарования Нильсена…»

Это было начало творческого пути.

Прошло 70 лет и в 2008 году, уже после смерти В.В.Нильсена, при подготовке концерта в память о выдающемся музыканте, была опубликована статья:

"Не только для его студентов, но и для нескольких поколений ленинградской - петербургской публики этот ни с кем не сравнимый, абсолютно уникальный пианист был неотъемлемой частью музыкального "ландшафта" нашего города. Только полное отсутствие интереса к карьере как таковой да хмурое отношение властей (так, например, он был в последний момент вычеркнут из списка советских участников Шопеновского конкурса в Варшаве в 1937 году, причем явно не по музыкальным соображениям) не позволили ему приобрести ту международную известность, которой он был достоин. Физически слабый, переживший 5 инфарктов (после первого из них он вынужден был прекратить свои выступления как концертирующий органист) человек, он был, тем не менее, воплощением силы духа, источником которой была любовь к музыке и подлинное служение ей. Свой последний концерт Владимир Владимирович сыграл в 85 лет, через три года его не стало..."

Концерт В.В.Нильсена в Ленинградской филармонии, запись 1957 года:


Н.И. Голубовская

Из статьи о Владимире Владимировиче Нильсене: «Его учителями были замечательные музыканты – Николай Рихтер (фортепиано) и Исайя Браудо (орган), а несколько позже – Надежда Голубовская, перед которой он преклонялся всю жизнь и до конца дней, проработав в консерватории более 60 лет, скромно считал себя ее учеником.»

Надежда Иосифовна Голубовская (1891-1975) заканчивала Санкт-Петербургскую консерваторию в 1914 году, и была конкуренткой Сергея Прокофьева на выпускном экзамене (в то время выпускники-пианисты Петербургской консерватории соревновались за право получить премию имени Антона Рубинштейна – рояль), а еще – его партнером по шахматам. Об этом написано в дневниках самого С.Прокофьева.

Вот небольшие цитаты.

«Идут предварительные прослушивания экзаменационных программ.

11 марта 1914: «Завтра и мне на «эшафот», но сегодня я не волновался, сидя в зале. Вернулся домой, поупражнялся к завтрашнему дню, выиграл у Голубовской партию по телефону и улегся спать».

22 марта 1914: «Вообще, по-моему, резюме такое: первые кандидаты на рояль Зеликман и я с равными шансами... Говорили так: Зеликман играет пластичней, а я интересней... На третьем месте я считаю Голубовскую, у которой, говорят, круглое 5+ и которая несомненно очень достойная и отлично играет, но ее минус — недостает мужской импозантности».

В канун экзамена, 21 апреля 1914: «Звонила Голубовская, болтали с ней о наших настроениях. Я ей на днях предложил сыграть вечером накануне экзамена партию в шахматы по телефону для отвлечения от беспокойных мыслей. Но она теперь предпочла позаняться концертом. Решили сыграть завтра "историческую партию в шахматы" после конкурса, в тот момент, когда профессора удалятся для присуждения премии».

Позже С.С.Прокофьев так вспоминал: "Для конкурса я выбрал не классический концерт, а свой. С классическим я не рассчитывал переиграть моих конкурентов. Моей серьезной конкуренткой была Н.Голубовская из класса Ляпунова, пианистка умная и тонкая. Отношения были самые рыцарские: накануне вечером мы справлялись друг у друга о состоянии пальцев, а в тягучие часы, когда жюри удалилось на совещание, играли в шахматы. В результате длинного и бурного совещания премию присудили мне."

После окончания консерватории началась концертная деятельность Н.И.Голубовской (первый сольный концерт состоялся в 1917 году), а с 1920 года она преподавала в Санкт-Петербургской консерватории, оставаясь при этом ведущей солисткой филармонии.

В 1973 году вышла Музыкальная энциклопедия, где написано:

«Голубовская Надежда Иосифовна - советская пианистка, клавесинистка и музыкальный педагог. Заслуженная артистка РСФСР (1937). С 1915 года ведет концертную деятельность как солистка и ансамблистка. С 1920 преподает в Ленинградской консерватории (с 1935 профессор). В 1941-44 зав. кафедрой фортепиано Свердловской, в 1945-63 консультант Таллинской консерваторий. »

Профессор Санкт-Петербургской консерватории Сергей Михайлович Мальцев учился в Ленинградской консерватории в 1960-х годах. В его статье «Уроки Н.И. Голубовской» https://vk.com/topic-19213296_30655308?offset=0 я прочитала:

«Профессор Надежда Иосифовна Голубовская в годы моего ученья в консерватории запомнилась мне сухой, подвижной, полностью включенной в окружающую действительность пожилой дамой с умным и пытливым взглядом из-под пенсне. Такая музыкальная мисс Марпл, над гладкой прической которой стоял для нас, студентов, мифический ореол пианистического соревнования с Прокофьевым и общения с Ляпуновым, Глазуновым, Есиповой и другими великими.»

В начале 70-х она еще преподавала в Ленинградской консерватории, и Ирине Алексеевне Липатовой посчастливилось ее видеть и слышать.

Надежда Иосифовна Голубовская когда-то подписала свою книгу «Моему старшему внуку в музыке – И.Комарову». Получается, И.А.Липатова – ее музыкальная правнучка.

У меня есть книга Н.И.Голубовской «Искусство педализации», в ней я нахожу ответы на свои вопросы, а порой я просто черпаю в ней вдохновение.

Не думала, что когда-нибудь услышу ее игру, но оказалось – сохранились записи.

Н.И.Голубовская, Ленинградская филармония, запись 1959 года

Еще одна запись – 1967 года: Моцарт, Рондо а-moll (К 511)

Небольшая цитата:
«Я счастлива, что в течение пятидесяти лет жила в музыке, ибо музыка — это то, что я люблю больше всего в жизни. Я учу музыке и ее познанию, а игре на фортепиано — как средству воплощения познанного... Я воспитываю, а не помогаю получать пятерки... Наша цель — воспитать культурных исполнителей и слушателей, способных воплотить и воспринять мысли великих композиторов в их стройности и глубине».

Эти слова Надежды Иосифовны Голубовской мне очень близки – так учила меня Ирина Алексеевна Липатова, так стремлюсь учить я сама.

Удивительно, но для меня Комаров, Нильсен, Голубовская не далекие имена, а люди, к которым можно дотянуться – пусть только мысленно. Отчасти это потому, что Ирина Алексеевна Липатова знала всех сама, и получается можно дотянуться «через одно рукопожатие». Отчасти потому, что сказанное ими, написанное, очень современно. А главное, наверное, то, что я музыкально выросла на той основе, которую они заложили.

Конечно, музыкальная линия от Н.И.Голубовской идет дальше.

На одном музыкальном форуме прочитала:

«Нильсен - ученик Голубовской… выстраивается довольно интересная линия, которая восходит к Муцио Клементи...

Голубовская была ученицей Александры Розановой-Нечаевой, та - ученицей Балакирева (и С. Малоземовой - ученицы Лешетицкого), Балакирев брал уроки у Дюбюка, а Дюбюк у Фильда... а Фильд учился у Клементи.»

Еще одну музыкальную линию я проследила сама.

Н.И.Голубовская заканчивала Петербургскую консерваторию выпускницей Сергея Михайловича Ляпунова, тот учился в Московской консерватории у Карла Клиндворта, который в свою очередь учился у Ференца Листа в Веймаре в 1852-1854 гг..

Но эти имена для меня уже легенда…